ФАКТОРЫ, ОТ КОТОРЫХ
ЗАВИСИТ ТЕЧЕНИЕ
АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА
1. Возраст
2. Состояние здоровья
3. Уровень развития
4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками
5. Сформированность предметной и игровой деятельности
6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада
ПРИЧИНЫ ТЯЖЕЛОЙ АДАПТАЦИИ
К УСЛОВИЯМ ДОУ
1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада
2. Наличие у ребенка своеобразных привычек
3. Неумение занять себя игрушкой
4. Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков
5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми
Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Дети раннего возраста эмоциональны, впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и должны использоваться вами при подготовке ребенка в детский сад. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребенок приобрел при поддержке близкого человека.
КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ
В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
1. По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.
2. Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру.
3. Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки, попрыгаем как зайчики».
4. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.
5. Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребенок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить его в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребенка от себя.
6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.
К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:
· Самостоятельно садиться на стул;
· Самостоятельно пить из чашки;
· Пользоваться ложкой;
· Активно участвовать в одевании, умывании.
Наглядным примером выступают прежде всего сами родители. Требования к ребенку должны быть последовательны и доступны. Тон, которым сообщается требование, выбирайте дружественно-разъяснительным, а не повелительный.
Если ребенок не желает выполнять просьбы, вызвал у вас отрицательные переживания, сообщите ему о своих чувствах: мне не нравится, когда дети хнычут; я огорчена; мне трудно.
Нужно соразмерять собственные ожидания с индивидуальными возможностями ребенка.
Важно также постоянно поощрять ребенка, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения просьбы.
Планируйте свое время так, чтобы в первые 2-4 недели посещения ребенком детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день. А в первые дни вам необходимо находиться рядом с телефоном и недалеко от территории детского сада.
В период адаптации важно предупреждать возможность утомления или перевозбуждения, необходимо поддерживать уравновешенное поведение детей.
Для этого не посещайте людные места, не принимайте дома шумные компании, не перегружайте ребенка новой информацией, поддерживайте дома спокойную обстановку.
Поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка меняется все: режим, окружающие взрослые, дети, обстановка, пища – очень хотелось бы, чтобы воспитатели к моменту прихода нового ребенка в группу знали как можно больше о его привычках и старались по возможности создать хоть некоторые условия, схожие с домашними (например, посидеть с ребенком перед сном на кровати, попросить убрать игрушки, предложить поиграть лото).
Скорее всего ваш ребенок прекрасно справится с изменениями в жизни. Задача родителей – быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребенком, говорить приветливые фразы: я по тебе соскучилась; мне хорошо с тобой. Обнимайте ребенка как можно чаще.
Условия уверенности и спокойствия ребенка – это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ…
Что делать, если ребенок начал ходить в детский сад
1. Установите тесный контакт с работниками детского сада
2. Приучайте ребенка к детскому саду постепенно
3. Не оставляйте ребенка в саду более чем на 8 часов
4. Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребенка
5. Поддерживайте дома спокойную обстановку
6. Не перегружайте ребенка новой информацией
7. Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы
Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями
· Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.
· Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.
· Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет
· Принесите в группу свою фотографию.
· Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).
· Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада.
· После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке. Дайте ребенку возможность поиграть в подвижные игры.
· Устройте семейный праздник вечером.
· Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.
· Будьте терпеливы.
Что делать, если ребенок
не хочет идти спать
· Замечайте первые признаки переутомления (капризничает, трет глаза, зевает).
· Переключайте ребенка на спокойные игры (например, совместное рисование, сочинение историй), попросите ребенка говорить шепотом, чтобы не разбудить игрушки.
· Во время вечернего туалета дайте ребенку возможность поиграть с водой.
· Оставайтесь спокойным, не впадайте в ярость от непослушания ребенка.
· Погладьте ребенка перед сном, сделайте ему массаж.
· Спойте ребенку песенку.
· Пообщайтесь с ребенком, поговорите с ним, почитайте книгу.
Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки
· Твердо решите для себя, необходимо ли это.
· Будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи.
· Убирайте игрушки вместе.
· Убирая игрушки, разговаривайте с ребенком, объясняя ему смысл происходящего.
· Формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно. Не приказывайте.
· Сделайте уборку игрушек ритуалом перед укладыванием ребенка спать.
· Учитывайте возраст и возможности ребенка.
В детский сад – с радостью
Хочется видеть каждого ребенка, идущего в наш детский сад, счастливым, а не обремененным непосильными для его возраста заботами.
Каждый взрослый, если он любит, понимает и не разучился играть, может помочь ребенку вырасти счастливым и довольным окружающим как в семье, так и в детском саду.
Место родителей и педагогов рядом с ребенком, может быть, чуть впереди. Не подавляйте, не поднимайте, не наказывайте, а предостерегайте, предоставляйте право решать самому ребенку. Воодушевляйте и возвышайте. Пробуждайте и поддерживайте естественное стремление ребенка быть хорошим.
Главный принцип позитивного общения – безусловно принимать ребенка. Любить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник, а просто так, просто за то, что он есть.
Правила позитивного общения с ребенком
· Безусловно принимайте и уважайте ребенка.
· Если вы рассержены на ребенка, нужно выражать свое недовольство. Но не ребенком в целом, а его отдельными действиями.
· Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства. Раз чувства у него возникли, значит, для этого есть основания.
· Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие ребенка.
· Активно выслушивайте его переживания и потребности.
· Будьте (читайте, играйте, занимайтесь) вместе.
· Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется.
· Помогайте, когда он просит.
· Поддерживайте успехи.
· Делитесь своими чувствами.
· Конструктивно разрешайте конфликты.
· Используйте в повседневном общении приветливые фразы.
· Обнимайте не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ СОХРАНИТЬ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых.
Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое
количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно
успеть! Такие нагрузки отрицательно сказываются на психическом здоровье детей.
Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на
релаксацию.
Под психическим здоровьем понимается такая динамическая
совокупность психических свойств человека, которая позволяет ему познавать
окружающую действительность, адаптироваться к ней, формировать собственные
модели поведения. Психический компонент здоровья во многом сводится к осознанию
человеком своей функциональной значимости в процессе становления личности и
социальной адаптации, при реализации собственных или коллективных потребностей,
замыслов и целей.
Современные научные данные доказывают, что для психического
здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций,
обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения.
Когда окружающие с пониманием относятся к ребенку, признают и не нарушают его
права, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности,
защищенности. Это, в свою очередь, способствует гармоничному развитию личности
ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к
другим людям. Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни
детей, напротив, приводит к негативным последствиям.
Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно
научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения
дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить.
Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания
создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к
напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство,
возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.
Релаксация (от
лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление,
сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как
непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения
специальных психофизиологических техник.
Как известно, эмоции и чувства плохо поддаются волевой
регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или
неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях
лучше не оценивать, т. к. это повлечет за собой лишь непонимание или
негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать того, что он переживает,
чувствует; можно ограничить лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме
того, наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в
том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением,
слышать свое тело.
С этой целью в работе
с дошкольниками нужно использовать специально подобранные упражнения на
расслабление определенных частей тела и всего организма. Их можно рассматривать
как часть занятия и как самостоятельную тренинговую систему.
Упражнения на
релаксацию с сосредоточением на дыхании:
"Задуй свечу"
Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха.
Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при
этом длительно произносить звук “у”.
"Ленивая кошечка"
Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как
кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз,
произнося звук “а”.
наверх
Упражнения на
расслабление мышц лица:
"Озорные щечки"
Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание,
медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем
сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом
втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.
"Рот на замочке"
Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот
на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:
У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать
губы).
Ох, как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).
Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.
"Злюка успокоилась"
Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что
есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и,
широко открыв рот, зевнуть:
А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.
Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).
Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело,
Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,
Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).
Упражнения на
расслабление мышц шеи:
"Любопытная Варвара"
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены,
голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох.
Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное
положение, расслабить мышцы:
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперед – тут немного отдохнет.
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше.
Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!
Возвращается обратно – расслабление приятно!
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди.
Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно – расслабление приятно!
Упражнения на
расслабление мышц рук:
"Лимон"
Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке
находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно
сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем
бросить “лимон” и расслабить руку:
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю –
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Выполнить это же упражнение левой рукой.
"Пара" (попеременное движение с напряжением
и расслаблением рук).
Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней
партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым сгибая в локте
левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнера
выпрямляется.
"Вибрация".
Какой сегодня чудный день!
Прогоним мы тоску и лень.
Руками потрясли.
Вот мы здоровы и бодры.
Упражнения на
расслабление мышц ног:
"Палуба"
Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно
расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло
палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога
напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола).
Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к
полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!
Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.
"Лошадки"
Замелькали наши ножки,
Мы поскачем по дорожке.
Но внимательнее будьте,
Что вам делать, не забудьте!
"Слон"
Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном.
Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с
“грохотом” опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую
ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе “Ух!”.
Упражнения на
расслабление всего организма:
"Снежная баба"
Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная,
красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие
в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце.
Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети
изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука,
другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба
превращается в лужицу, растекшуюся по земле.
"Птички"
Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по
душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они
присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь
полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах
цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его
порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили
клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова
поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной
полянке.
"Бубенчик"
Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под
звучание колыбельной “Пушистые облачка”. “Пробуждение” происходит под звучание
бубенчика.
"Летний денек"
Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая
глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:
Я на солнышке лежу,
Но на солнце не гляжу.
Глазки закрываем, глазки отдыхают.
Солнце гладит наши лица,
Пусть нам сон хороший снится.
Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!
Прогуляться вышел гром.
Гремит гром, как барабан.
"Замедленное движение"
Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки
свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно
сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:
Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.
Замедляется движенье, исчезает напряженье.
И становится понятно – расслабление приятно!
"Тишина"
Тише, тише, тишина!
Разговаривать нельзя!
Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать
И тихонько будем спать.
Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в
них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению
расслабляться.
Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем
ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических
процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления
организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к
равновесию и гармонии.
Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно
становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети
заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость,
свободу в выражении своих чувств и мыслей. Такая системная работа позволяет
детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем
самым, сохраняя психическое здоровье.